В России с 1 июля запрещают аналоговые тахографы

В России с 1 июля запрещают аналоговые тахографы

С 1 июля 2016 года в России будет запрещено использование аналоговых тахографов. Решение об этом было принято в декабре прошлого года, изначально планировалось запретить аналоговые тахографы с 1 января 2018 года, однако, затем сроки были перенесены.

В ЕС, установка аналоговых тахографов была запрещена в 2006 году. С этого момента заводы выпускали исключительно автомобили, оборудованные цифровыми приборами технического контроля, которые соответствуют требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

При этом необходимо учитывать, что в России тахографы, отвечающие правилам ЕСТР, необходимы только на транспорте, осуществляющем международные перевозки. Если же перевозчик работает исключительно внутри страны, то тахограф должен быть оснащен блоком СКЗИ, который обеспечивает шифрование записанной информации и защищает от незаконного доступа к ней. На сегодня существует 10 моделей тахографов, допущенных к установке в России: VDO DTCO 3283, Drive 5, Drive Smart, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК (2 модели), ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), EFAS V2 RUS.

Запрет на использование аналоговых контрольных устройств обусловлен тем, что они не способны обеспечить оптимальную регистрацию информации. Аналоговые тахографы использовались с 1975 года и не записывали историю перемещений автомобиля, подробных изменений скоростного режима и соблюдения режимов отдыха. В случае аварии, тахошайба (диск для записи режимов работы и отдыха водителей в течение смены) легко повреждалась. В результате все данные оказывались утеряны. Аналоговый тахограф также не передавал данные о местоположении транспортного средства, что могло играть критическую роль в случае серьезного ДТП. Поэтому авторы законопроекта полагают, что в результате использования цифровых тахографов удастся уменьшить число аварий на трассах. Это станет возможным благодаря «пошаговой» детализации маршрута водителя, когда в случае возникновения ДТП максимально точные координаты местонахождения пострадавших будут переданы на пульт скорой помощи, службы спасения и ГИБДД.

По словам директора по развитию ЗАО «Атлас-карт» Виктора Прокопенко, показания аналогового тахографа также легко подделать, так как тахошайба заполняется водителем вручную, и он может ввести любые дату и время. В то же время цифровой тахограф вскрыть невозможно, он не только исключает возможность корректировки записанной информации, но и обеспечивают непрерывность передачи информации и защищенность сигнала датчиков, а любое воздействие на них записывается в историю. Цифровой тахограф не подлежит разбору, а срок его службы превышает 20 лет.

Критики законопроекта также указывают на излишнюю строгость обновленных сроков для переоснащения транспорта. В свою очередь авторы документа утверждают, что у компаний было достаточно времени на переоснащение, а о переходе на цифровой формат в правительстве говорили давно, однако, предприятия его проигнорировали.

Согласно КоАП РФ нарушителей за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве ждет штраф: для водителей - от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. рублей.